«XL-1 Moon»
Masten Space Systems - ракетная компания из Мохаве, штат Калифорния, которая в настоящее время разрабатывает линейку многоразовых космических аппаратов VTVL и соответствующее оборудование для ракетных двигателей.
Masten Space Systems участвовала в конкурсе NASA и Northrop Grumman Lunar Lander Challenge X Prize в 2009 году, выиграв второй приз первого уровня в размере 150 000 долларов США и первый приз второго уровня в размере 1 000 000 долларов США. 2 ноября 2009 года было объявлено, что Masten Space Systems заняла первое место в категории второго уровня.
Компания Masten Space Systems была выбрана для участия в инициативе НАСА Lunar CATALYST 30 апреля 2014 г.
29 ноября 2018 года от Masten была принята заявка на участие в программе НАСА по программе Commercial Lunar Payload Services (CLPS). Masten предложил НАСА, что она разработает лунный посадочный модуль XL-1 для доставки научной полезной нагрузки на Луну. НАСА приняло это предложение к оценке, будет ли оно разработано или нет, в рамках программы CLPS. Позже НАСА выберет, какие из заявок, поданных на программу CLPS различными компаниями, имеющими право на участие в торгах на CLPS.
8 апреля 2020 года было объявлено, что НАСА выбрало заявку Masten на разработку CLPS. НАСА заключило с Masten контракт на 75,9 миллиона долларов на строительство, запуск, посадку и эксплуатацию посадочного модуля XL-1 Moon. Посадочный модуль доставит полезную нагрузку от НАСА и других заказчиков к южному полюсу Луны. Миссия запланирована на конец 2022 года.
XL-1 - это небольшой грузовой лунный аппарат, который Masten разрабатывает в рамках программы Lunar CATALYST (SAAM ID 18250). При питании от MXP-351 XL-1 предназначен для посадки 100 килограммов полезных грузов на поверхность Луны.
По состоянию на август 2017 года Masten Space ожидает, что XL-1 будет иметь 4 главных двигателя, прототипы которых используются на XL-1T, и полную массу около 2400 кг.
11 октября 2016 года Masten Space опубликовал в Твиттере видео, демонстрирующее испытательный запуск своей новой двухкомпонентной топливной смеси, получившей внутреннее название MXP-351. В испытаниях использовался существующий двигатель с экспериментальным инжектором, развивающий тягу в 1,00 кН. Разработка их 3D-печатного лунного двигателя с регенерацией, который будет использовать MXP-351 для посадки на Луну, продолжается. По состоянию на март 2017 года производится версия Machete с тягой в 1000 фунтов (4,4 кН) для наземного испытательного стенда посадочного модуля, получившего название XL-1T.
В октябре 2017 года НАСА продлило соглашение Lunar CATALYST на 2 года.
8 апреля 2020 года НАСА выбрало Masten для доставки восьми полезных нагрузок - с девятью научно-техническими приборами - на Южный полюс Луны в 2022 году с помощью спускаемого аппарата XL-1. Masten также будет управлять полезными грузами, помогая заложить основу для экспедиций людей на поверхность Луны начиная с 2024 года. Полезные нагрузки, которые включают инструменты для оценки состава лунной поверхности, тестирования технологий точной посадки и оценки излучения на Луне, поставляются в рамках инициативы НАСА по коммерческим услугам Lunar Payload Services (CLPS) в рамках программы агентства Artemis. Премия в размере 75,9 млн долларов США включает в себя комплексные услуги по доставке инструментов, включая интеграцию полезной нагрузки, запуск с Земли, посадку на поверхность Луны и работу в течение не менее 12 дней. Полезные нагрузки в основном разрабатывались в рамках двух недавних запросов НАСА по предоставленным лунным ресурсам (NPLP) и лунным поверхностным приборам и технологиям (LSITP).
26 августа 2020 года Мастен объявил, что первая миссия XL-1 будет запущена SpaceX , хотя пока не известно, на какой ракете-носителе SpaceX она будет летать.
Masten Space Systems запустит миссию на Луну под названием Masten Mission One или MM1 в конце 2022 года с использованием ракеты-носителя SpaceX Falcon 9 или Falcon Heavy . У него будет набор полезных нагрузок для НАСА.